Работа с родителями

    Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от  взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.

     

    Хотите ли Вы, не хотите ли.

    Но дело товарищи, в том,

    Что прежде всего мы – родители,

    А всё остальное потом.

     

    Р.Рождественский

     

    Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». 

    Классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребёнка, - это обязательное условие укрепления  связей, условие понимания самих родителей. Вхождение классного руководителя  в семью позволяет родителям увидеть в наставнике своего ребёнка, прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое. Завоевать доверие со стороны родителей очень важная задача для классного руководителя.

    Опираясь на опыт признанных педагогов – В.И.Сухомлинского и А.С.Макаренко можно выделить несколько направлений работы классного руководителя с родителями:

    1. Установление и поддержание постоянной связи с родителями.
    2.  Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка.
    3. Привлечение родителей к организации работы с классом.

    Работа всех классных руководителей нашего лицея по  данным  направлениях имеет цель: углубить и разнообразить формы взаимодействия и сотрудничества лицея и родителей, повысить ответственность родителей за процесс воспитания своих детей, заинтересовать их в положительном результате образовательного процесса, содействовать повышению авторитета родителей в семье.

    Были поставлены следующие задачи:

    1. создать атмосферу взаимопонимания между детьми, учителями и родителями в образовательной и воспитательной среде;

    2. изучить  семьи учащихся и условия воспитания ребёнка в семье;

    3. установить тесную и плодотворную связь с родителями, привлекать их к учебной деятельности детей и внеурочной, внеклассной работе;

    4. способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями;

    5. обозначить проблемы  и способы содействия развитию личности детей;

    6. воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи;

    7. развивать интерес к истории своей семьи, её традициям;

    8. изучить мнение  семей обучающихся о школе и к уровню образовательных услуг.

    Для решения поставленных задач  работа была организована в лицее по следующим направлениям:

    • психолого-педагогическое и информационное  обеспечениеродителей; 
    • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
    • участие родителей в управлении лицеем;
    • изучение семей обучающихся.

     

    В соответствии с данными направлениями были выбраны разнообразные формы работы. SHAPE  * MERGEFORMAT

    Формы работы:

    - родительские собрания,

    - посещение семей учащихся,

    - совместные мероприятия,

    - индивидуальные беседы,

    - анкетирование,

    - семейные праздники,

    - походы.





    Значительное место в системе работы с родителями учащихся отводилось психолого-педагогическому просвещению и информационному обеспечению.

    Были проведены следующие родительские собрания: «Режим дня в жизни школьника», «Почему наши дети обманывают», «Надо ли ругать за плохую успеваемость», «Различные стили воспитания», «Навыки культуры поведения, формирование сознательной дисциплины», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Пирамида здорового питания», «Семья – здоровый образ жизни», «Наши ошибки в воспитании детей». На многие родительские собрания приглашались учителя предметники, социальный педагог, администрация лицея. Учителя-предметники знакомили родителей с особенностями учебных предметов, с целями и задачами, программами, планом работы, методикой,  своими требованиями. Такие выступления позволили избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и недопониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в нашем лицее.

    В течение всего года  классные руководители проводили групповые и индивидуальные беседы с родителями о питании, успеваемости, дисциплине, форме одежды. Некоторые родители приглашались на индивидуальные консультации с учителями и классными руководителями, чьи дети на данный момент имели проблемы в поведении, в общении с одноклассниками, учителями или пробелы в знаниях. Учителя знакомили родителей с планом ликвидации пробелов, советовали, как организовать работу ребёнка дома по преодолению пробелов и отставания. Консультации проводились также и по инициативе родителей. Надо отметить, что все классные руководители своевременно информировали родителей учащихся по всем возникающим вопросам.

    Работа педагогов лицея с родителями невозможна без сотрудничества и активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.

    По плану лицея были проведены  родительских собрания.На них обсуждались учебно-воспитательные задачи школы, планировались внеклассные мероприятия, заслушивались отчёты о работе родительского комитета, подводились итоги успеваемости.

    В некоторых классах были проведены родительские собрания вместе с учащимися.

     В этом учебном году были проведены внеклассные мероприятия, объединяющие родителей и детей. Многие родители участвовали вместе со своими детьми в различных мероприятиях.

    Ученикам и родителям предоставлялась возможность реализовать свои индивидуальные способности в разнообразных видах жизнедеятельности: спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, трудовых делах, проектных работах.  А у родителей появилась ещё раз  возможность поддержать своих детей, порадоваться их успехам, лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, возможностей, увлечений, таланта. Совместные мероприятия сблизили детей и родителей.

    Система работы школы с родителями предусматривает их вовлечение в школьное самоуправление.

    В течение этого учебного года проводились  заседания общешкольного родительского комитета, где обсуждались  проблемы  нашего учебного заведения, которые требовали помощи родителей, планы на будущее, демонстрировались достигнутые успехи и результаты  работы. Родители имели возможность получить план важных мероприятий в лицее, в классах.

    Изучение семей обучающихся,  их мнений о школе,  их притязаний к уровню образовательных услуг  была одной из главных задач классных руководителей.

    В этом направлении был проведен ряд родительских собраний и анкетирование.  Проведённые анкеты и собрания  помогли классным руководителям спланировать работу с учащимися и выявить их индивидуальные особенности.

    В основе взаимодействия семьи и лицея лежит забота лицея о семье и семьи о лицее.

       Важным условием эффективности использования потенциала семьи в воспитании детей является работа по изучению семьи школьника (демографической характеристики семьи, жилищно-бытовых (социально-экономических) условий семьи, социально-культурной характеристики семьи). В данном вопросе особую роль классные руководители отводят индивидуальной работе с родителями - посещение семей, индивидуальные беседы с родителями, анкетирование. Всё это способствует  установлению доброжелательных отношений между классным руководителем и родителями, а также учениками. Надо отметить, что классные руководители установили со многими семьями доверительные и доброжелательные отношения. Что способствует быстрому решению возникающих проблем и развитию плодотворного сотрудничества с этими семьями.

    Но со всеми родителями пока этого не получается. Некоторые родители очень неохотно идут на контакт с классным руководителем. Мало интересуются  проблемами своего ребёнка, редко посещают родительские собрания, классные и общешкольные мероприятия.

    Как повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе? Как вывести родителей из их пассивной позиции? Вот некоторые вопросы, которые необходимо решить в следующем учебном году.

    Предложения по работе с родителями на следующий год:

    1. Проводить открытые классные мероприятия.
    2. Привлекать родителей к проведению родительских собраний и различных мероприятий.
    3. Больше проводить мероприятий, объединяющих учеников и родителей.
    4. Больше информировать родителей о достижениях нашего лицея за  учебный год, используя различные внутришкольные и внешние источники информации (школьная газета, размещение материалов на сайте лицея).
    5. Применять новые формы в работе с родителями (родительские посиделки, конференция семейных проектов).
    6. Совместные субботники по уборке территории лицея.