Структура образовательного процесса

    Управленческая система лицея представлена следующим образом:

     

       1. Управление муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением - лицеем № 32 имени И.М. Воробьева г. Орла (далее лицей) осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации и Уставом учреждения на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

    Управление лицеем осуществляется на основе сочетания принципов самоуправления и единоначалия. Директор лицея обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество всех внутренних структур с органами местного самоуправления и вышестоящими органами.

       2. В основу положена четырехуровневая структура управления.

    Первый уровень структуры – коллегиальный  уровень  (по содержанию - это уровень стратегического управления). Директор лицея определяет совместно с Советом лицея, Педагогическим советом стратегию развития лицея, представляет его интересы в государственных и общественных инстанциях. Общее собрание трудового коллектива согласовывает Программу развития лицея. Совет обучающихся формируется по инициативе обучающихся с целью учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся. В период между родительскими собраниями работу осуществляет Родительский комитет: избирается сроком на один год из числа родителей (законных представителей) обучающихся. Директор лицея несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности лицея, создает благоприятные условия для развития лицея.

    Совет Учреждения – коллегиальный орган управления, деятельность которого основывается на принципах добровольности и безвозмездности участия в его работе, гласности. Совет Учреждения формируется посредством процедур выборов и кооптации. В состав Совета Учреждения входят: - директор Учреждения; - председатель Родительского комитета; - председатель Совета учащихся; - избранные открытым голосованием на заседании Общего собрания работников представители работников Учреждения – 5 человек; 11 - избранные открытым голосованием на заседании Родительского комитета представители Родительского комитета – по два от каждого уровня образования – 6 человек; - избранные открытым голосованием на заседании Совета учащихся - 4 человека; - кооптированные члены из числа представителей общественных организаций, депутатов, общественно – активных граждан - 1 человек. Избранный состав Совета Учреждения утверждается приказом директора Учреждения. Совет Учреждения возглавляет председатель, который избирается на первом заседании Совета Учреждения открытым голосованием из числа его членов. Председателем не может быть учащийся, директор, работник Учреждения. Управляющий совет избирает путем открытого голосования из своего состава секретаря. Срок полномочий Управляющего совета - 1 год. К компетенции Управляющего совета относятся: - принятие программы развития Учреждения; - принятие Положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; принятие сметы расходования средств, полученных Учреждением от уставной приносящей доход деятельности, и из иных внебюджетных источников; - заслушивание отчета директора Учреждения о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств; - обеспечение социальной защиты обучающихся при рассмотрении в государственных и муниципальных органах вопросов, затрагивающих интересы этих обучающихся; осуществление контроля организации питания обучающихся, медицинского обслуживания, соблюдения норм охраны труда в целях сохранения жизни и здоровья обучающихся Учреждения; - принятие и внесение изменений в Правила внутреннего распорядка учащихся; - принятие решения о применении к учащемуся Учреждения меры дисциплинарного взыскания, в том числе об отчислении из Учреждения несовершеннолетнего учащегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; решение об отчислении учащихся – детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства; - установление требований к одежде учащихся Учреждения в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти Орловской области; - иные вопросы в соответствии с действующим законодательством. Совет Учреждения вносит директору Учреждения предложения в части: 12 - материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений Учреждения (в пределах выделяемых средств); - создания в Учреждении необходимых условий для организации питания, медицинского обслуживания обучающихся; - охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников Учреждения; -организации работы Учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - соблюдения прав и свобод обучающихся и работников Учреждения; - обеспечения санитарно-гигиенического режима; - награждения и поощрения работников Учреждения с учетом качества предоставляемых услуг; - организации иных мероприятий, проводимых в Учреждении; Совет Учреждения вправе принимать решения, если на его заседании присутствуют не менее двух третей его состава. Решение Совета Учреждения считается правомочным, если за него проголосовало не менее половины присутствующих, среди которых представлены все категории членов Управляющего совета. Процедура голосования определяется Советом Учреждения. Заседания Совета Учреждения проводятся не реже 2 раз в год в соответствии с планом, являющимся составной частью плана работы Учреждения. Внеочередные заседания Совета Учреждения проводятся по требованию одной трети его состава, директора Учреждения. Ход заседания Совета Учреждения и его решения оформляются протоколами. Нумерация протоколов ведется от начала учебного года. Протоколы подписываются председателем и секретарем Совета Учреждения.  

    Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган управления Учреждением. Педагогический совет функционирует в целях развития и совершенствования образовательной деятельности Учреждения, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогических работников Учреждения. В состав Педагогического совета входят все педагогические работники Учреждения. В необходимых случаях на заседания Педагогического совета могут приглашаться представители общественных организаций, учреждений, взаимодействующих с Учреждением, административно - вспомогательный, обслуживающий персонал Учреждения, представители Родительского комитета, Совета учащихся, учащиеся и (или) родители (законные представители) обучающихся Учреждения. Лица, приглашенные на заседание Педагогического совета, пользуются правом совещательного голоса. При педагогическом совете создаются методические объединения. Их деятельность регламентируется локальным нормативным актом Учреждения. Председателем Педагогического совета является директор Учреждения. Педагогический совет избирает путем открытого голосования из своего состава секретаря. Срок полномочий секретаря Педагогического совета – 1 год. К компетенции Педагогического совета Учреждения относятся: 13 - принятие локальных нормативных актов Учреждения (положений, правил), регламентирующих организацию образовательной деятельности; - принятие образовательных программ Учреждения; - принятие локального нормативного акта Учреждения, устанавливающего структуру, порядок формирования, срок полномочий и компетенцию методических объединений; - определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ; - принятие плана работы Учреждения; - внедрение в практическую деятельность педагогических работников Учреждения достижений педагогической науки и инновационного педагогического опыта, современных образовательных технологий; -выявление, обобщение, распространение и внедрение передового опыта педагогических работников Учреждения; -принятие решения о награждении учащихся, в том числе медалями «За особые успехи в учении»; - направление обучающихся Учреждения с согласия родителей (законных представителей) на психолого-медико-педагогическую комиссию; - принятие решения о переводе учащихся в следующий класс, условном переводе, оставлении на повторное обучение, переводе на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану; - принятие решения о допуске выпускников 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации; - принятие решения о выдаче аттестатов об основном общем и среднем общем образовании; - принятие решения о награждении и стимулировании работников Учреждения. Педагогический совет вправе принимать решение, если на его заседании присутствуют не менее двух третей списочного состава педагогических работников Учреждения. Решение Педагогического совета считается правомочным, если за него проголосовало более половины присутствующих педагогических работников Учреждения. Процедура голосования определяется Педагогическим советом Учреждения. Решение Педагогического совета, утвержденное приказом директора Учреждения, является обязательным для исполнения. Заседания Педагогического совета проводятся не реже 4 раз в год в соответствии с планом, являющимся составной частью плана работы Учреждения. Внеочередные заседания Педагогического совета, в случаях, не терпящих отлагательств, созываются 14 директором Учреждения или проводятся по требованию не менее одной трети педагогических работников Учреждения. Ход заседания Педагогического совета и его решения оформляются протоколами. Нумерация протоколов ведется от месяца, предшествующего началу учебного года. Протоколы подписываются председателем и секретарем Педагогического совета. 

    Родительский комитет создается с целью обеспечения права родителей (законных представителей) обучающихся на участие в управлении Учреждением. Родительский комитет формируется посредством процедур выборов на классных родительских собраниях. В состав Родительского комитета входят избранные открытым голосованием большинством голосов от присутствующих на классных родительских собраниях представители родителей (законных представителей) – по одному от каждого класса. Членом Родительского комитета не может быть родитель (законный представитель), являющийся работником Учреждения. В работе Родительского комитета могут принимать участие с правом совещательного голоса директор Учреждения, заместитель директора Учреждения, педагог-организатор, педагог- психолог, социальный педагог. Избранный состав Родительского комитета утверждается приказом директора Учреждения. Родительский комитет избирает путем открытого голосования из своего состава председателя и секретаря. Срок полномочий Родительского комитета – 1 год. К компетенции Родительского комитета относятся: - защита прав и законных интересов обучающихся Учреждения; -представление мнения родителей (законных представителей) обучающихся Учреждения при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся; - представление директору Учреждения мнения Родительского комитета по применению к учащемуся Учреждения меры дисциплинарного взыскания; - ходатайство перед директором Учреждения о снятии с учащегося Учреждения меры дисциплинарного взыскания; - содействие в проведении общешкольных мероприятий; -избрание представителей Родительского комитета в состав Управляющего Совета Учреждения; - избрание представителей родителей в состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Родительский комитет вправе принимать решения, если на его заседании присутствуют более половины членов Родительского комитета. Решение Родительского комитета считается правомочным, если за него проголосовало не менее половины присутствующих членов Родительского комитета. Процедура голосования определяется Родительским комитетом. 15 Заседания Родительского комитета проводятся не реже 1 раза в учебную четверть в соответствии с планом, являющимся составной частью плана работы Учреждения. Внеочередные заседания Родительского комитета проводятся по требованию одной трети его состава, директора Учреждения, педагогического совета. Ход заседания Родительского комитета и его решения оформляются протоколами. Нумерация протоколов ведется от начала учебного года. Протоколы подписываются председателем и секретарем Родительского комитета. Совет учащихся создается с целью обеспечения прав учащихся на участие в управлении Учреждением. 

    Совет учащихся формируется посредством процедур выборов на классных собраниях учащихся 5-11 классов. В состав Совета учащихся входят учащиеся, избранные на классных собраниях учащихся 5-11 классов открытым голосованием большинством голосов от присутствующих, - по одному от каждого класса. Членами Совета учащихся не могут быть учащиеся, нарушающие правила внутреннего распорядка и (или) имеющие неудовлетворительные отметки по учебным предметам. В работе Совета учащихся могут принимать участие с правом совещательного голоса директор Учреждения, заместитель директора Учреждения, педагог-организатор, педагог – психолог, социальный педагог. Избранный состав Совета учащихся утверждается приказом директора Учреждения. Совет учащихся самостоятельно избирает открытым голосованием из своего состава председателя и секретаря. Срок полномочий Совета учащихся – 1 год. К компетенции Совета учащихся относятся: - защита прав учащихся; - представление мнения учащихся при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы; - представление мнения и законные интересы учащихся Учреждения в органах управления Учреждением; - избрание представителей Совета учащихся в состав Совета Учреждения; - участие в разрешении конфликтных ситуаций между учащимися; - внесение директору Учреждения предложения о поощрении учащихся Учреждения; - представление директору Учреждения мнения Совета учащихся по применению к учащимся Учреждения мер дисциплинарного взыскания; - ходатайство перед директором Учреждения о снятии с обучающихся Учреждения мер дисциплинарного взыскания; - изучение и формулирование мнения обучающихся Учреждения по вопросам жизни Учреждения; - содействие реализации инициатив учащихся во внеучебной деятельности. Совет учащихся вправе принимать решения, если на его заседании присутствуют более половины его членов. Решение Совета учащихся считается 16 правомочным, если за него проголосовало не менее половины присутствующих членов Совета учащихся. Процедура голосования определяется Советом учащихся. Заседания Совета учащихся проводятся не реже 1 раза в учебную четверть в соответствии с планом, являющимся составной частью Плана работы Учреждения. Внеочередные заседания Совета учащихся проводятся по требованию одной трети списочного состава учащихся 5-11 классов, директора Учреждения. Ход Совета учащихся и его решения оформляются протоколами. Нумерация протоколов ведется от начала учебного года. Протоколы подписываются председателем и секретарем Совета учащихся. 

    Второй уровень (тактический) - административный блок, который представлен заместителями директора по учебно-воспитательной работе, воспитательной работе, заместителем директора по административно-хозяйственной работе. Организуя работу с педагогическим коллективом для создания коллектива единомышленников, администрация руководствуется следующими принципами: 
     опора на систему ценностей, руководство принципами создания благоприятных условий для реализации личностно ориентированного обучения и воспитания учащихся, 
     реализация образовательных и инновационных процессов, 
     стимулирование роста профессионализма педагогического коллектива, 
     создание благоприятных условий для творческого развития и духовно-нравственного воспитания школьников. 

    Третий уровень (организаторский) представлен методическим советом, руководителями методических объединений учителей-предметников, методических объединений классных руководителей. Это ядро коллектива Учреждения эффективно реализует цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стимулирует развитие всего коллектива, соблюдение традиций Учреждения, ее авторитета в городе. Совместно с администрацией Учреждения все звенья методической службы обеспечивают педагогический коллектив новыми технологиями обучения, новшествам, инновациям, рекомендациями учителям. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников Учреждения по вопросам управления Учреждением и при принятии Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников Учреждения в Учреждении созданы: 
     совет обучающихся 
     совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся  
     профессиональный союз работников Учреждения.  

    Четвертый уровень (исполнительский) – это коллектив работников Учреждения, обучающихся, родителей (законных представителей).